Концепция миссионерской деятельности Дмитрия Савельева и Елены Кочергиной
Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак. 5:20)
В нашей концепции под «миссионерской деятельностью» мы понимаем деятельность, направленную исключительно на невоцерковлённых людей, фактически не знакомых с христианством и Православной Церковью. Поэтому такой распространённый инструмент воздействия на народные массы как образовательно-богословские лекции не будет нами рассматриваться по той причине, что он подразумевает определённое знакомство просвещаемого человека с православием.
Основные положения
1. Миссионерская деятельность должна целиком строиться на произведениях искусства, использующих слово в качестве носителя информации. Соответственно, такие виды искусства как живопись и классическая музыка могут использоваться только в качестве вспомогательных.
2. Основным методом воздействия на невоцерковлённого человека является художественная литература (проза, поэзия, драматургия) и её производные: кинематограф, театр, рок-музыка и др.
3. Субъектами миссионерской деятельности могут выступать исключительно люди с православным мировоззрением и православной системой ценностей.
4. Субъекты миссионерской деятельности должны быть хорошо ознакомлены с проблемами, нуждами и ценностями невоцерковлённых людей.
5. Миссионерская деятельность должна вестись на языке объекта миссионерского воздействия, в доступных и актуальных для него формах.
Обязательные атрибуты миссионерского произведения искусства
1. В миссионерском произведении искусства должна быть представлена в том или ином виде идея вечной жизни (намёк, метафора, верование одного из персонажей и т.д.).
2. В миссионерском произведении искусства должна быть представлена идея Благой Силы, направляющей жизни людей.
3. В миссионерском произведении искусства должна быть представлена идея персонифицированных добрых и злых сил, влияющих на жизни людей.
4. В миссионерском произведении искусства должна быть представлена идея покаяния (в меру завуалированная) как критического изменения в судьбе человека, смены вектора движения его жизни.
5. В миссионерском произведении искусства должны быть представлены идеи жертвенности ради ближних и любви к ближним.
Нежелательные элементы в миссионерском произведении искусства
1. Монахи и священнослужители являются слишком навязчивым и однозначным образом. В миссионерском произведении искусства они не должны выступать в качестве главных персонажей, а также в качестве однозначно положительных персонажей (допустимы исключительно сложные образы, сочетающие в себе добродетели с пороками).
2. Священное Писание, четьи-минеи и др. священные книги не должны быть сюжетной основой миссионерского произведения искусства.
3. Церковная жизнь, участие в Таинствах, идея необходимости исполнения заповедей и Церковных предписаний в миссионерском произведении искусства должны быть сведены к минимуму.
4. В миссионерском произведении искусства нежелательна идея жертвенности ради Бога, т.к. она подразумевает определённую степень воцерковлённости объекта миссионерского воздействия.
Миссионерские произведения искусства, созданные в соответствии с вышеизложенной концепцией, призывают невоцерковлённых людей, склонных к философско-религиозному поиску, задуматься над базовыми вопросами бытия и начать духовное восхождение в направлении воцерковления.
См. также нашу Концепцию православной миссионерской прозы